INFOKOROLEV.RU / НОВОСТИ - 18 марта 20:00
Общественная палата РФ создаст другую Рабочую группу для решения транспортных проблем Королёва
17 марта состоялся круглый стол на тему «Как решить транспортные проблемы городского округа Королёв без ущерба национальному парку «Лосиный остров». Мероприятия провели "во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 февраля 2025 года № Пр-292 (подпункт «г» пункта 1) и в соответствии с поступившим в ОП РФ запросом Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснуллина М.Ш. от 10 марта 2025 года № MX-П50-7951
INFOKOROLEV.RU, 18 марта 2025 - Более трёх часов продолжалась острая дискуссия в рамках круглого стола в Общественной палате РФ 17 марта, который был проведён в рамках поручения Президента РФ В.В. Путина по транспортным проблемам Королёва и по запросу вице-премьера российского Правительства М.Ш. Хуснуллина. Поручение было дано Президентом в феврале по результатам телепрограммы "Итоги года с Владимиром Путиным" 19 декабря 2024 года, в ходе которой тележурналист и житель Королёва Дмитрий Маслак попросил Президента РФ обратить внимание на научно-технический потенциал и перспективы развития самого крупного наукограда в РФ, как исторического центра ракетно-космической отрасли страны.

Открывало череду выступлений на мероприятии выступление Главы городского округа Королёв Игоря Трифонова. В своем выступлении руководитель муниципалитета привёл цифры по текущему развитию и обосновал ими необходимость дальнейшего развития округа путем развития, в том числе, транспортных каркасов наукограда.

После Главы Королёва ключевую презентацию представил независимый эксперт Юрий Почивалов. Эксперт представил детальный анализ двух альтернативных проектов въездов в город. Оба варианта направлены на снижение нагрузки на центральные улицы города и обеспечение удобного транспортного сообщения. Говоря о текущей ситуации подробно, эксперт сообщил, что в настоящее время более 60% транспортного потока, достигнув центра Королева, продолжает движение на восток. Однако центральная часть города, где проживает всего 16% населения (37 тыс. из 226 тыс. человек), остается перегруженной из-за использования местной улично-дорожной сети (УДС) для доступа в восточные районы. Движение через Акуловский водоканал осуществляется по двум основным коридорам:

  • По улице Пионерская (пропускная способность — 1400 авт/час).
  • По улице Циолковского (пропускная способность — 1700 авт/час)

По словам эксперта, вечерний пиковый период (с 16 до 20 часов) показывает критическую перегрузку данных коридоров, что подтверждает тезисы о необходимости срочных решений.
Эксперт в ходе круглого стола, в свою очередь, предложил два альтернативных варианта въезда в город: "северный въезд" (который был представлен противниками обустройства проезда через существующую хоздорогу общего пользования в нацпарке "Лосиный остров") и "южный вариант" - вариант с возможностью скорого обустройства въезда по Водопроводной аллее. Въезд через эту аллею и нацпарк предполагает реконструкцию существующей улично-дорожной сети с устройством экодука и нового перехода через Акуловский водоканал. Протяженность маршрута составит 7 км, а пропускная способность увеличится до 1800 авт/час. Проект не требует выкупа земельных участков или корректировки межевания, что значительно ускоряет его реализацию.

Северный же въезд предполагает использование существующей развязки Ярославского шоссе (федеральная трасса М-8 "Холмогоры"), устройство путепровода через железную дорогу в районе станции Подлипки-Дачные и реконструкцию 3,2 км улично-дорожной сети. Однако этот вариант требует значительных затрат времени и ресурсов: выкупа 240–700 гаражных боксов, корректировки межевания 5–21 земельных участков, а также вырубки деревьев и изъятие земель Лесфонда. Пропускная способность, по подсчетам эксперта, данного коридора составит всего 850 авт/час.

В результате, по мнению эксперта, въезд по Водопроводной аллее является на сегодня более эффективным решением. Тем не менее, окончательный вердикт будет принят после дополнительных общественных обсуждений и анализа всех возможных последствий для наукограда и национального парка.

Добавим, что к участию в круглом столе, наравне с представителями федеральных и региональных структур, экспертами с сфере транспорта и экологии, жителями Королёва, был приглашён и автор вопроса Президенту России Дмитрий Маслак. Журналист дал свою оценку итогам мероприятия в Общественной палате.
"Я не хотел бы говорить о тех провокациях, которые устроили отдельные лица из числа "противников" в ходе круглого стола в ОП РФ, это всё было ожидаемо. Я бы хотел сосредоточиться на самой сути. Вы знаете, есть такая устойчивая фраза "критикуя - предлагай". По сути мы не получили ничего нового в ходе мероприятия. А только дрязги. А я лично еще и оскорбления, панибратство в свой адрес. ИнфоКоролёв.РУ читают не только в Московской области, но и по всей России. Потому хотел бы пояснить, что происходит сейчас в в Королёве. Итак, в нашем городе сейчас есть огромное количество жителей, это однозначное большинство, которое просто индифферентно к проблеме - они продолжают "жить свою жизнь", не слышали о моём вопросе Президенту, но когда мы с ними общались зимой "на камеру" на эстакаде на въезде в город и объясняли, что начались обсуждения нового допвъезда, то все они, как один:, говорили, что очень хотят скорое решение. Люди устали стоять после московского трафика, ещё и в растущих с каждым годом пробках на въезде в Королёв. Дальше эти люди даже развивали свою мысль во время коротких интервью, какой вариант лучше, но сейчас не об этом даже. А еще есть две группы активных людей - не только королёвцев. Одна выступает, в общем-то как и я, за необходимость нового развития Королёва, понимают, что нужны не просто срочные решения, но и срочные шаги к этому. Эту группу людей слышно хоть как-то, они есть в инфополе, они ходят на Рабочие группы в Администрации города, в отличие от тех, кто "не в курсе" и "занят своими житейскими заботами". И вот есть третья группа королёвцев (и им сочувствующих) - тех, кто против дороги через нацпарк. И казалось бы, ну есть и есть. Все мнения важны, но тут есть один момент. В этой группе активно решают сегодня "защитные" вопросы, направляют, подталкивают простых людей к радикализации взглядов, подначивают протесты, раскачивают всех те, кто занят не защитой леса, как мне удалось выяснить, а политической работой. В "лицах" нам удалось в феврале показать кураторов протестов из разного вида "непарламентской оппозиции", сомнительных политических объединений, которые играются то с какими-то лево-радикальными идеями, то, того и гляди, начнут сочувствовать лицам из списка террористов и экстремистов. Они откровенно используют какие-то "методички", чтобы сеять раздор, не дают привести людей в чувства. Никто не против того, чтобы люди остались со своим мнением, но я лично против потворства такой политизации королёвского дорожно-транспортного вопроса и в ходе круглого стола в ОП РФ у меня сложилось ощущение, что Комитет по экологии федеральной Палаты не стесняясь просто подыгрывает в этом всём политической оппозиции. Это недопустимо. Тем более в нынешнее время. И, конечно, эти риски нужно и важно сегодня как-то устранять. Чем собственно я и был занят в ходе круглого стола. Мне кажется, что многие здесь должны согласиться, что диалог должен быть сбалансированным для начала, а потом можно было бы уже говорить и о вариантах решения. Сейчас нам всем это очень мешает, что кто-то решает свои политические задачи за счёт забот простых королёвцев",
- рассказал для ИнфоКоролёв.РУ журналист Дмитрий Маслак.

Также Маслак добавил, каким, на его взгляд, после вопроса Президенту РФ (19 марта исполнится ровно 3 месяца - прим. ред.) должно стать оптимальное решение.
"Вы знаете, я не берусь рассуждать об идеальных решениях с точки зрения специалистов в дорожно-транспортной отрасли. Это был бы неправильно, если даже не абсурдно. Хотя я встречаю много "готовых и правильных" решений в соцсетях - люди очень часто не только подменяют многие понятия, путаются в законах, раздают советы, но всерьёз агитируют за свои идеи, хотя специалистами не являются. Я могу говорить только с точки зрения своих личных ощущений,. помноженных на профессиональный 20-летний опыт в тележурналистике и в общественных связях". Много говорят об экологических угроза того или иного варианта. Так вот, первое, мне кажется, что эту тему нужно закрыть ровно до того момента, пока какой-то из вариантов не будет реализован. Мы сможем оценить в реальности, а не гипотезами, степень угроз только лишь тогда, когда пойдет автомобильное движение по новой дополнительной схеме. Второе. Я считаю, что сегодня ни одна из сторон не может говорить, что только её вариант будет правильным. Этого сегодня всё только рассуждения, какая-то математика. Есть разный опыт. Нацпарк не перестает быть и просто лесом и что у нас в стране не строили дороги через лес? Они от этого как-тот погибли? Нет. А что если "Лосиный остров" настолько уникален, что будет угроза? Это всё предположения. И даже светлые умы из Российской Академии Наук не дадут точного ответа. Пока нет самого проезда или эстакад - это всё рассуждения, модели. Да, есть определенный градус в городе. Это не катастрофа, к счастью. И найти компромисс еще можно. Во многом потому, что этот градус нам удалось в последнее время сбить. "Жар" прошел. На мой взгляд сформированное решение сегодня может быть только следующим. Мы достоверно все знаем, и это было ясно понятно без социологии, что большей части нужно скорое решение. Скорое решение, как я понял по оценкам специалистов, одно - южный вариант, как его стали называть широко вчера. То есть, вариант обустройства проезда через лес. Но что если оно губительно? Сегодня проезд однозначно есть. Там. уже перемещаются автомобили. Без всяких экранов и экодуков. Экосистемы не нарушены. Я предложил бы сильным мира сего рассмотреть систему компромиссов. Какие-то компромиссы уже есть в предложениях. Итак, как вижу себе это субъективно я. Можно было бы:
1) Учесть мнения о большинстве, выступающем за любое срочное решение - мы соберем, в этом даже нет сомнений, и 10, 20, 30, 50 тысяч подписей;
2) Согласиться на проезд через нацпарк как временную меру (такие единичные предложения звучали от королёвцев и они, на мой взгляд, имеют место быть) - это стало бы хорошим и компромиссом и помогло бы пристально посмотреть на эффект, который временный проезд окажет на природу (если это обернется чем-то непоправимым для экологии и это подтвердится инструментально, то всё можно будет отменить)
3) Власти города и области также могли бы взять на себя официально ответственность о компенсационных мерах (вариантов много, от работы дороги только по будням, запрета на проезд грузового транспорта до расширения заповедной зоны нацпарка и акций по посадке сотен, тысяч деревьев в нацпарке, на согласованных территориях);
4) Также, вероятно, стоило бы рассмотреть появление некоего рамочного документа по которому, Администрация города или региона взяли бы на себя обязательство не рассматривать (и не лоббировать в будущем для застройки) рекреационную зону парка, где может пройти проезд - сегодня это именно основное опасение, которое "транслируют в головы" простым королевцам политические защитники "Лосиного острова" и власти могли бы подтвердить письменно то же, что в общем-то говорят и так всегда, что согласно ФЗ-33 капитальная застройка в нацпарке невозможна, но если такой документ нужен, то он также стал бы компромиссом)
5) И финальным пятым пунктом, конечно же, должно быть само решение транспортных проблем. Часть вещей уже сдвинулась с "мертвой точки" - для Королёва специалисты уже пишут и считают по муниципальному контракту, паспорт Комплексной схемы организации дорожного движения, но нужно двигаться дальше. Для решения вопроса по "дорогой и долгой эстакаде над Пионерской улицей" или расчёта по иному варианту можно было образовать настоящую дискуссионную площадку: АНО "Центр транспортного развития городского округа Королёв Московской области", на базе которого (не так как в ОП РФ 17 марта, в одностороннем экологическом порядке, а нормально) с привлечением специалистов всех сфер (транспорт, строительство, экология) и мог бы идти диалог. Как только основное решение было бы реализовано, проезд через "Лосиный остров" был бы закрыт, вернув всё не просто к текущей ситуации, но и оставив большие компенсации после себя во благо природы. На мой взгляд, после общения со специалистами и властями, других компромиссных схем не существует. Противникам придется на что-то соглашаться, сторонникам тоже - принять, что это будет лишь временная мера. Так будут учтены ВСЕ МНЕНИЯ и, главное, будет скорое решение. Противники просто и сами придут к тому, до поры до времени они могут отрицать все варианты, но пройдет сколь угодно времени и скорого решения они всё равно не найдут (И дело не в том, что Королёв застроен, а он просто физически не был в советское время на такой рост автотрафика - разумного именно быстрого решения внутри города, на мой взгляд, нет, зато полно долгих и правильных), а Королёву нужна дорога уже сейчас - мы все живем в городе сейчас и стремимся к развитию не когда-то там в "прекрасном завтра", а живём мы сегодня и решение должно быть своевременным",
- подытожил Дмитрий Маслак.
Комментарий для Инфокоролёв.РУ
АЛЁНА УБОЖЕНКО, ЖИТЕЛЬНИЦА КОРОЛЁВА, УЧАСТНИЦА КРУГЛОГО СТОЛА В ОП РФ 17 МАРТА:
INFOKOROLEV.RU:
Алёна, как Вы считаете, точно ли в ОП РФ накануне услышали мнение всех жителей Королёва, а рассмотрение вопроса было всесторонним?
АЛЁНА УБОЖЕНКО:
Ну по моему мнению - услышать ВСЕХ жителей нам просто не дали.

По сути от жителей (именно простых жителей города, которые никак не связаны с администрацией, экологами, политическими движениями, комитетами по сохранению архитектуры и тд.) - их не услышали. Дали слово мне и ещё одному мужчине. При этом и он и я были одинаково удивлены, что нас вообще пригласили к трибуне и микрофону.

Создалось впечатление, что всё заседание пошло не по плану, поэтому что сразу по окончанию ведущую "словно мухи" облепили защитники леса, среди которых почему-то были жители Москвы, Мытищ и других городов. Ребята очень активно передавали ей свои презентации и материалы.

По факту самого заседания могу поделиться следующими ощущениями. В теме круглого стола был упомянут вопрос "Как решить транспортные проблемы Королёва...", но почему-то в сочетании с "ущербом "Лосиному острову" и эта деталь уже сама по себе натолкнула на простую и явную мысль. Мнение людей, которые часами вынуждены стоять в пробках домой, в федеральной Палате никому не нужно. Нужно "помусолить" тему про то, что можно обойтись и без дороги, ну или на крайний случай заключить жителей "Подлипок" в плен эстакады и уничтожить тот оставшийся минимум зелени в городе, который есть сейчас. При этом ни одного жителя "Подлипок" не было (или же попросту слова им не дали, чтобы хоть как-то высказаться об этом проекте)

Так же удивило то, что сама ведущая не была осведомлёна о проблемах с транспортом в городе вообще. Задавала удобные для себя вопросы, на неудобных начинался либо хаос либо перебивание и прощание со спикером.

И ещё момент. Была куча неподтвержденной информации от людей с "красивыми презентациями". И это тоже виделось на общем фоне.

Хоть Глава города и показал рендеры (с велодорожками, экодуками, защитными экранами) и там нет никаких углов под 90°, но все равно все последующие выступающие говорили именно про повороты под прямым углом. Зачем было вводить в заблуждение? Точно также было и с генпланом застройки МКД. На этом плане в Пушкинском округе были отмечены кладбище и складские комплексы, функционирующие уже несколько лет. Фото с дороги через Лосиный остров были сделаны зимой и без "привязки" ко времени и локации на самих фото. А дорога, которой по мнению этих людей нет, прекрасно видна с Ярославского шоссе. Её особенно можно рассмотреть пока стоишь в пробке. И такие подтасовки были не раз.

Могу также передать еще одно ощущение. Ни у кого на сегодня нет точного решения. Это точно. Раз уж рассматривали вопрос со стороны экологической повестки, то почему говорят о том, что дорогу можно было бы "поднять" НАД Лосиным островом? Сделать несколько съездов в город и продлить её до самого густонаселенного района на Космонавтов.
Ведь тогда её уже можно продумать и на въезд и на выезд. Тогда и "лосики с кабанчиками" продолжили бы свои пути миграции на помойки "Дружбы", а люди смогли бы и дальше гулять по почти привычным маршрутам. Почему нет? Пусть посчитают. Главное, чтобы все желающие поскорее вернуться домой и провести время с семьёй не ехали каждый вечер с "экскурсией" по городу, собирая вместе светофоры, "лежачих полицейских", притормаживая на каждом пешеходном переходе. Решение можно найти, нужно только понять как говорить, с кем и о чем. Пока только крики. Даже в Общественной палате страны и не ясно, кто кричал больше в этот раз - публика из Королёва или федеральная экспертесса-общественница".